Что такое турбояма и почему она появляется
8 Августа 2018
605
Статья о турбояме — что же все-таки это такое, почему она появляется, особенности явления. В конце статьи — видео о турбоямах.
Содержание статьи:
«Турбояма» (либо «турболаг») – это краткосрочный провал (задержка) при наборе скорости и оборотов турбодвигателя после резкого нажатия на педаль «газа» (акселератора).

Обычно это явление появляется при работе турбодвигателя на низких оборотах (1000 – одна тыща 500 об/мин) и связано с инерционностью турбосистемы, когда для раскрутки ведущей крыльчатки турбины потоком выхлопных газов требуется некое время (2-3 сек). В итоге автомобиль ускоряется не плавненько, а «скачком». турболаг может ощущаться как на «дизеле», так и на бензиновом турбодвигателе. Просто, на «дизеле», в силу его конструктивной особенности, турболаг чувствуется посильнее.
Сущность процесса
В турбине турбодвигателя установлены два крыльчатки – «ведущая» и «ведомая», с жестким креплением к общему валу и расположением в отдельных герметизированных камерах.
Чтоб прирастить обороты и скорость, шофер нажимает на педаль газа («газа»), увеличивая поступление горючего в камеры сгорания цилиндров, где поступившее горючее должно стопроцентно сгореть и выделить переработанные выхлопные газы, которые потом будут ориентированы на ведомую крыльчатку и начнут ее крутить, вкупе с валом.
В силу того, что обе крыльчатки (ведущая и ведомая) агрессивно прикреплены к одному общему валу, ведомая крыльчатка тоже начинает крутиться и нагнетать атмосферный воздух в камеры сгорания цилиндров. Крыльчатки турбины способны крутиться со скоростью более 100 50 000 об/за минуту. И чем посильнее поток выхлопного газа будет давить на ведомую крыльчатку, тем резвее будет крутиться ведомая крыльчатка и, соответственно, тем сильнее будет нагнетаться воздух в камеры сгорания цилиндров.
На ранешном шаге эксплуатации в описанной чуть повыше технологическом процессе была опасность так именуемого «разноса мотора», когда обороты мотора начинали бесконтрольно (независимо от водителя) расти, а с ними (при включенной передаче) начинала бесконтрольно возрастать и скорость. Мотор вроде бы выходил из-под контроля и «шел в разнос», буксуя на месте, бесконтрольно разгоняясь и выдавая из выхлопной трубы темный либо белоснежный густой дым с языками пламени и сильным шумом. Чем и как плохо это могло окончиться, представить для себя не трудно…
Чтоб ограничить число оборотов турбины и спасти мотор от «разноса», в конструкции турбодвигателя стали использовать перепускной клапан для сброса некой части выхлопного газа (поточнее, сброса его давления). Но таковой метод спасения от «разноса» принес и недочет – эффект турбоямы.
«Замкнутый круг» (либо как и почему появляется турбояма)
Чтоб прирастить скорость движения, нужно нарастить обороты мотора, зачем требуется надавить на педаль «газа».
Как уже говорилось выше, при нажатии на педаль «газа» в цилиндры мотора начинает поступать горючее, и чем посильнее шофер нажимает на «газ», тем большее количество горючего поступает в цилиндры.
Как говорилось выше, за доставку воздуха в камеры сгорания цилиндров отвечает 2-ая (ведомая) крыльчатка, и чем больше будут ее обороты, тем большее количество воздуха она сумеет нагнетать в цилиндры. Но ведомая крыльчатка агрессивно связана на общем валу с первой крыльчаткой (ведущей), потому количество оборотов ведомой крыльчатки находится в зависимости от количества оборотов ведущей. Чем больше будет оборотов у ведущей крыльчатки, тем больше будут обороты ведомой.
В свою очередь, для роста оборотов ведущей крыльчатки (которая позже прирастит обороты ведомой) нужно повышение потока отработанного газа. А поток отработанного газа может возрости только в этом случае, если будет отлично и стремительно сгорать завышенное количество горючего в цилиндрах.
Но для сгорания завышенного количества горючего требуется завышенное количество воздуха, который нагнетается 2-ой (ведомой) крыльчаткой. И пока ее обороты не увеличатся, топливная смесь будет переобогащенной, с недочетом воздуха. Соответственно, горючее будет ужаснее и медлительнее сгорать, а поток отработанного газа также будет возрастать медлительнее.
В конечном итоге, выходит «замкнутый круг», когда после резкого нажатия на педаль «газа» завышенное количество горючего в цилиндре не может стремительно сгореть, пока 2-ая (ведомая) крыльчатка не нагонит достаточного количества воздуха. А 1-ая (ведущая) крыльчатка не может стремительно раскрутить вторую (ведомую) из-за еще слабенького потока отработанного газа (а часть «запасного» давления газа сбрасывает перепускной клапан, в целях безопасности и не допущения «разноса»). В итоге мы имеем последующее:
Воздуха для сгорания горючего не будет довольно до того времени, пока не будет нужного давления от потока отработанного газа, чтоб ведущая крыльчатка раскрутилась сама и смогла раскрутить ведомую, которая нагнетает воздух. (Часть «запасного» отработанного газа, способного поддержать обороты ведущей крыльчатки на соответствующем уровне, скинет перепускной клапан).
А достаточного давления от потока выхлопного отработанного газа для ведущей крыльчатки не будет до того времени, пока стремительно не сгорит все горючее и не выделит выхлопной отработанный газ.
А горючее не сгорит стремительно до того времени, пока не будет достаточного нагнетания воздуха ведомой крыльчаткой, обороты которой зависят от ведущей.
И т.д., по кругу...
Таким макаром, появляется переобогащенная топливная смесь, и имеет место временной «лаг» при замедлении сгорания переобогащенного горючего.
Хоть какой процесс просит серьезного соблюдения последовательности технологической цепочки, а для этого требуется время (пусть даже и маленькое, 2-3 сек). Нельзя поначалу стремительно спалить необходимое количество горючего в цилиндре, а позже добавить туда воздуха, чтоб лучше горело!
Некие особенности процесса
Эффект турбоямы является соответствующим для турбодвигателей, в каких употребляется энергия выхлопных газов. Но есть и другие виды турбодвигателей, в каких для нагнетания воздуха в цилиндры употребляется не энергия выхлопных газов, а механический либо электронный компрессоры. В таких турбодвигателях эффект турбоямы встречается изредка либо отсутствует совсем.
Механический компрессор – популярен у американских производителей. В движках с таким компрессором сила нагнетания воздуха в цилиндры находится в зависимости от вращения коленчатого вала. Чем больше будут обороты коленвала, тем больше воздуха будет нагнетать механический компрессор.
Электронный компрессор – наименее всераспространен и употребляется в неких германских авто. Как понятно из наименования, он работает на электричестве и способен подавать воздух как при низких, так и при больших оборотах турбодвигателя. Это позволяет избегать эффекта турбоямы при любом спектре оборотов.
Также необходимо подчеркнуть, что эффект турбоямы не остался без внимания производителей, работающих с газотурбинными моторами.
К примеру, для устранения эффекта турбоямы компания «Volvo» применяет баллон со сжатым воздухом. При резком нажатии на педаль «газа» баллон раскрывается и посылает воздух из баллона к цилиндрам по кратчайшему пути, чтоб не допускать переобогащения горючего и исключить временной «лаг» при его сгорании.
Некие производители решают делему турболага при помощи дополнительной турбины (почаще — механической, пореже – электрической). Турбодвигатели с такими турбинами имеют заглавие – «TWIN TURBO» (с двойным наддувом). В схожих моторах при низких оборотах поначалу задействуется механический (либо электрический) вариант турбины, создающий давление для набора оборотов и скорости с «холостого старта». А позже вступает в работу рядовая турбина, работающая с выхлопным газом. Таковой метод работы позволяет довольно отлично предотвращать образование турбоямы.
Другой вариант – установка турбины с модифицированной геометрией сопла.
Убрать турболаг можно применением чип-тюнинга в турбодвигателе, при котором меняются опции и задаются новые характеристики управления движком через его блок управления (изменение момента впрыска горючего, угла опережения зажигания и др.). «Оттюнинговать» можно хоть какой турбодвигатель как в бензиновом выполнении, так и в дизельном.
Только в «турбодизелях» убрать турболаг при маленьких оборотах мотора можно при помощи установки специального устройства «пауэр бокс — Smart Diesel», с подключением его к датчику горючего. Данное устройство будет адаптировать работу турбодвигателя в согласовании с командами, поступающими из блока управления.
Заключение
Такое явление, как турбояма (турболаг) не принято считать суровой неисправностью, которую непременно и сходу необходимо устранять. Для многих водителей это явление уже издавна стало обычным и считается очередной особенностью вождения, которую просто необходимо учесть и к которой необходимо привыкнуть.

Если же вы все-же решили убрать эффект турболага, то для этого совсем не непременно сходу брать новейшую турбину. Для решения этой задачи можно обратиться в особое «тюнинговое ателье» (либо автосервис), которых на данный момент предостаточно. Там спецы просто подберут сбалансированный вариант для вашего турбодвигателя и по техническим характеристикам, и по цены.
Видео про турбояму:
Советы автомобилистам
Статья о турбояме — что же все-таки это такое, почему она появляется, особенности явления. В конце статьи — видео о турбоямах.
Ну что сказать, не забывайте про то, что надо купить зимние колеса в спб, которые допускается заказать для зимы, и это должно быть фирменные зимние колеса. Для весны предлагается купить летние шины. Так же ежели вы захотите эксплуатировать покрышки на грузовых авто, то купить лучше резину сегмента класса "внедорожников" в интернет магазине шин с низкими ценами "Зеленая шина". Ну что сказать, помните о покрышках, которые позволительно заказать для пасмурной погоды, и это по возможности качественные летние шины. Для зимы рекомендуется купить зимнюю резину в спб. В прочем при условии,что вы пожелаете эксплуатировать колеса на кроссоверах, то купить легко резину направления класса "внедорожников" в магазине колес с дешевыми ценами "Зеленая шина".