Вы же не думаете, что мы просто профуфукали средства. Фоменко о Марусе и Ф-1


«Вы же не думаете, что мы просто профуфукали средства?». Фоменко о «Марусе» и Ф-1

Для любителей автоспорта Николай Фоменко сначала не музыкант, шоумен либо телеведущий, а прошлый туринговый гонщик и экс-директор по инжинирингу команды Формулы-1 «Маруся». История русской команды Ф-1 подошла к концу ещё в две тыщи четырнадцать году, но с того времени Николай тщательно не комментировал происшествия жизни и погибели собственного формулического проекта.

Вы же не думаете, что мы просто профуфукали средства. Фоменко о Марусе и Ф-1

Возможность побеседовать представилась благодаря новенькому шоу на НТВ под заглавием «Россия рулит!», которое выйдет в эфир 20 восемь сентября. Практически это конкурс на звание наилучшего водителя страны. На отборочном шаге участники покажут домашние заготовки. Те, кто впечатлит жюри в лице Фоменко, известного гонщика Виталия Петрова и известного авто профессионала Миши Горбачёва, пройдут далее и попробуют совладать с испытаниями от профессионалов проекта. Фоменко при всем этом совмещает сходу две роли: он и член жюри, и один из ведущих шоу совместно с актрисой Полиной Максимовой. Наш разговор мы начали с грядущего шоу, но достаточно быстро переключились на тему Формулы-1.

— Николай, о чём проект «Россия рулит!», в каком вы стали ведущим?

— Сначала желаю сказать, что для телевидения это 1-ое схожее шоу, уникальный формат, который позже будет продаваться по всему миру. Это очень принципиальный проект, так как он поможет донести до людей, что машина — это чувство ответственности, что тут самое главное безопасность. У нас был большой кастинг, в каком участвовали самые обыденные люди и демонстрировали, какие трюки они могут делать с машиной. Из их были отобраны единицы. «Россия рулит!» — это большой и серьёзный шаг вперёд. Наш проект не про спорт. Это шоу талантов. Оно про находчивость, фантазию и изумительную импровизацию.

Понимаете, у нас очень креативные люди. Не много в каком государстве есть люди, которые просто прицепят клюшку к багажнику и, вращаясь в дрифте, забьют шайбу в ворота, либо въедут по вертикальной стенке на 6,5 метров только для того, чтоб разорваться воздушные шарики.

Все члены жюри время от времени пробуют сами делать какие-то трюки, но открывать подробности не буду, сами всё увидите в эфире НТВ. Это всё очень тяжело и даже у нас часто это не выходит невзирая на то, что мы мастера. Уж поверьте мне, будет на что поглядеть.

— У вас уже появились личные побкдители?

— Пока нет. С каждым съёмочным днём обороты всё круче и круче. Мы с Виталием и Мишей как члены жюри и я как ведущий, если честно, не знаем, что нас ждёт. В этом и есть основная загвоздка. Вот если б мы заблаговременно всё знали, сами выбирали участников для проекта – это одно. Но мы же не участвовали в отборе, и прямо на данный момент, на поле, смотрим на всё это. И я верю, что впереди будет много различного и увлекательного.

— А кого вы видите победителем нового шоу? Это должен быть наилучший шофер, гонщик, каскадёр либо кто?

— Мужик либо дама. Милый и очаровательный человек, который соображает, что одно дело – экстремальное вождение автомобиля в закрытом специально приготовленном помещении, а другое – езда по дорогам общего использования, которая просит совершенно другой культуры. А нам этой культуры не хватает. Потому я бы желал, чтоб победителем стал человек в неплохом смысле «культурологический».

Это видео можно поглядеть на «Чемпионате»

— На данный момент и в автоспорте пробуют отыскать новых пилотов в телевизионных проектах либо на базе отборов из числа киберспортсменов. Реально так отыскать новейшую звезду?

— Нет-нет-нет, ну что вы. Это безумие. Все эти компьютерные симуляторы – это другая история. У их своя жизнь. Я как человек старый, если честно, не знаю, как виртуальный секс может быть похож на обычный! То же самое и в автоспорте. В любом виде спорта принципиально пройти длиннющий путь от начала и до конца. Не просто научиться ездить. Принципиально балансировать снутри собственной нервной системы, уметь собирать и разбирать собственный организм во время гонки так круто, чтоб он шёл исключительно в гору и удачно боролся с противниками. Тут миллион различных вещей! Не случается так – закурил, испил, потрогал даму и позже приехал первым.

— В 70-е годы так и было.

— Тогда выступали люди другого заряда, выигравшие Вторую мировую войну. Другая была жизнь. Когда ты недоедаешь, когда тяжело достать пищу, одежку и всё остальное… Это были люди с обветренными скулами — жёсткие по нраву. Естественно, тогда автоспорт был другим.

Последнее «то» поколение – это Баррикелло, Култхард, Шумахер, ещё остающийся Райкконен. Я считаю, тот же Льюис уже не перестроится. Сейчас сделают новые технические требования к две тыщи 20 один году, и я не очень верю, что Хэмилтон будет способен управляться с машиной при наименьшей аэродинамической загрузке — пусть даже с массивным движком. За годы приходит другой опыт. Льюис уже не помнит себя в старенькой Формуле-3 – той, когда они в Макао бились насмерть.

К огорчению, этот старенькый дух уходит и из GT. Не очень ясно – в чём тогда смысл этих гонок для людей? В плане технологий всё ясно: гонки двигают вперёд прогресс обыденных тс. Но в «человеческом» смысле остаётся совершенно не достаточно видов спорта, где яичка играют как и раньше серьёзную роль. Горные лыжи и мотогонки — последние.

Я считаю, нынешняя история с толерантностью стопроцентно опровергает борьбу как таковую. Для чего биться на гоночном треке, если это не борьба за выживание, за существование и т.д.? Это нас чуть-чуть ослабляет. Клыки стираются, копчик исчезает. И преобразуется всё в амёбу. Понимаете, как в мультике «ВАЛЛ-И», где показаны толстые люди, которых возят. Вот это наше будущее. Вот такая Формула-1.

— Сегодняшний автоспорт очень неопасен?

— Да. «Гало» — это просто забавно. Ещё когда я был в Формуле-1, то хоть какое наше совещание начиналось с одной и той же темы: «Ну, пора заносить в ФИА требование убрать из машины гонщиков и колёса. Нам, инженерам, мешают две эти вещи». Естественно, это были шуточки, но с толикой правды.

Это видео можно поглядеть на «Чемпионате»

— Как для вас правила Формулы-1, запрещающие сдвигаться на торможении либо обгонять по обочине?

— Честно, когда я такое вижу, то выключаю телек. Радиопереговоры с инженерами… Это просто забавно, адская фигня. Гонки необходимы для того, чтоб их выигрывать. В Формуле-1 всё делается для того, чтоб перевоплотить чемпионат в радиоуправляемые гонки. Мы большими шажками идём в этом направлении. Я желаю созидать нрав бойца – но я его не вижу.

Я за Формулу-1 70-х – начала 90-х годов. Мне посчастливилось поездить на машине Андреа де Чезариса — «Тиррелле» с шестиступной синхронизированной коробкой. Когда задние колёса намного обширнее фронтальных, четыре кнопки на руле и три педали, как на обыкновенном автомобиле. Коробка полностью похожа на ту, что стояла на формульной «Эстонии» какого-либо 80-го либо 75-го года. Но при всем этом «Тиррелл» валит на скорости триста 20 км/ч, находясь в аэропланировании! Нос фактически не рассчитан на защиту пилота при трагедии: просто кусочек жести вокруг структуры безопасности, которая при перевороте однозначно убивала гонщика.

Я проехал на этой машине, проиграв старенькому времени де Чезариса 6 с половиной секунд. Как вы осознаете, это пропасть даже для длинноватого Спа. Итак вот, даже при таком отставании у меня чуток инфаркта не было! Хотя в своём чемпионате я тогда ехал чуть не резвее, чем те времена Ф-1. Но чувства – безумные! Полностью неуправляемая дурочка, которая летит в стенку и не желает тормозить.

Вы же не думаете, что мы просто профуфукали средства. Фоменко о Марусе и Ф-1
Зато разгоняется одномоментно! Газ – и всё, бум, глаза выпали! Вот те, кто управлял такими машинами, были реальными героями.

И вот на таком автомобиле де Чезарис приехал восьмым в Спа, когда все другие уже ехали с гидроэлектрической коробкой с подрулевым переключением. Это не люди, а боги! Я не желаю превращать разговор в брюзжание дедушки, но яичка тогда у людей были большие. Другие были требования к нраву и системе кровоснабжения людей. И зрители ожидали травмоопасных ситуаций. Это коррида, рыцарский турнир!

Я ценю ту эру еще больше, чем нынешнюю. Сейчас можно всю середину пелотона высадить в «Мерседес» — и они на подий приедут точно. А все конфигурации правил ведут к чему-то плохому, так как подменой правил занимаются те, кто сам никогда на таком уровне «в руле» не посиживал. Потому у их нехорошее представление, о чём идёт речь.

— При разработке регламента две тыщи 20 один года Формула-1 наконец завлекла пилотов.

— Мне кажется, уже поздно. Новое поколение не направляет внимания на Формулу-1. Это уже ветеранские дела. Естественно, есть исключения, если папа с юношества грузит отпрыска Ф-1, но менее того. Того статуса и ажиотажа, которые были ранее, больше нет. Это не то шоу, которое охото глядеть. Любые марвеловские проекты в кино вызывают больший ажиотаж, чем живы гонки. Спору нет, трагедии и погибели на гонках – это страшно. Но публика подсознательно желает, чтоб была война.

Когда человек находится в борьбе, у него вырабатываются другие актуальные принципы. А на данный момент борьба пропала. Помните, как в Венгрии Баррикелло с Шумом вдоль забора ехали? Вот это была затея от последних из могикан! Либо как в 96-м Вильнёв опередил Шумахера в Эшториле по наружному радиусу, сделав собственный самый крутой обгон.

Отлично помню тот поворот перед стартовой прямой — вход на скорости 200-220 км. Шумахер встал в колею снутри, а Вильнёв пошёл снаружи. По всем законам физики Жак был должен укатиться в забор, а обгон тут в принципе неосуществим. Но Жак удержался и ушёл вперёд! Такое может быть лишь на энергии ужасных человечьих свойств. Что он гласил в этот момент машине и себе, тяжело представить.

В GT тоже много таких ситуаций было… Вылезает гонщик из машины – а снутри полное сидение крови. Либо сломан палец на ноге, а пилот смеётся. Либо у меня была история, когда мы в Маньи-Куре в первый раз захватили подий. Во время подмены резины мне в палец отскочило колесо и сломало. Так со сломанным пальцем и поднялся на подий!

Либо стычка с Полем Бельмондо… Он ехал в классе GT1, а я – в GT2. Он никак не мог меня опередить – ну, не складывалась обстановка. Мы на пит-стопе вылетели из машин – и понеслось… Ну, позже лобзались. Помню, папа его приезжал на гонки… Что уж гласить, богатая была история в GT.

— Не смотрели сериал Netflix про сезон-2018 Формулы-1?

— Я про него не слышал, и это показательно. Вот телесериалы «Молодой папа». «Большая малая ложь», «Карточный домик» знаю. А про сериал о Формуле-1 только-только услышал. Вот она – реальная правда. Хотя я смотрю за новинками Netflix и т.д.. Просто это никому не любопытно. Гласите, полудокументальный сериал? Логично: никто не даст средств на промо кинофильма про гонщиков. Что Rush сняли, и то умопомрачительно. Хотя и там проявили одну миллиардную того, что было.

— Побеседуем о вашей карьере в Формуле-1. Было ли может быть что-то в «Марусе» сделать по-другому?

— Журналисты обычно не очень понимают, в чём дело. Машина под заглавием «Формула-1 Берни Экклстоуна» была организована последующим образом: поначалу ввели платы за трансляции, позже технологические требования, позже под эти требования – всех поставщиков. Другими словами всех, кто делает что-либо для Формулы-1. Это две компании, которые делают глушители, три сертифицированные компании, которые создают коробки, те, кто делают кевлар, карбон, подвески, рычаги… Всё точь-в-точь как при сертификации обыденного дорожного автомобиля — системно. Нельзя придти с улицы и сказать – вот, я сам сделал.

Помните, в Формуле-1 были так именуемые выдувные глушители? У нас таковой сгорел в Монако, и мы сделали новый в «Порше Моторспорт». За ночь инженеры сделали деталь, и мы доставили её на трассу – полностью схожий, безупречный глушитель. Он стоил всего-навсего 5 тыщ евро. Но мы не смогли его поставить, так как техно инспекция не дозволила — несертифицированный производитель! А у нашего официального поставщика глушитель стоил 20 два тыщи фунтов. Осознаете, в чём дело? Вот она – основная неувязка завышенных бюджетов. Я пробовал с этим биться, но…

В общем и целом мы обосновали, что за шестьдесят четыре миллиона баксов можно проезжать целый сезон и даже подъезжать поближе к 10-ке. Вроде бы тяжело нам не было, какое бы ни имелось непонимание меж германскими инженерами, которых заводил в команду я, и британцами, которые вначале там работали… Масса тонкостей в отношениях. Это связано со старенькыми ментальными делами, которые остаются в крови.

На данный момент не принято об этом гласить, но все равно все живут, придерживаясь собственных государственных корней. И когда цивилизации сталкиваются, то все похихикивают друг над другом. Понимаете шуточку из паддока Формулы-1 про ад и рай? Ад – это германские хахали, французские инженеры, итальянские полицейские и британская пища. А рай – германские инженеры, французские хахали, итальянская пища и английские полицейские. Именно тогда всё чётко.

— Другими словами англичане свысока смотрели?

— Нет, не в этом дело. Но есть у их такое умение: гласить «да-да-да», а позже поступать по-своему. К примеру, в вопросах стратегии. У меня всегда была позиция, что если мы стартуем с последнего ряда, то должны закусить удила и демонстрировать высочайший гоночный класс. Не заниматься сбережением непонятно чего, а штурмовать на все средства, биться насмерть, не опасаясь ничего. А в ответ: «Давайте посчитаем пит-стоп, давайте создадим его позднее, мы пропустим лидирующую группу. Пусть она уйдёт, а мы побудем в хвосте». Вот всё это чуть-чуть не моё.

Но школа — большущая! Я счастлив, что это у меня было. Я до сего времени на связи со всеми, с кем работал в команде. Все на данный момент в различных проектах.

— Вы занимали пост инжинирингового директора «Маруси», но в некий момент не стали часто появляться паддоке. Это впрямую связано с описанными выше моментами?

— Нет, мы просто сообразили, что не продвигаем тему, которая нужна. Уже было ясно, что мы попадаем в ситуацию, которую навряд ли получится поправить в том направлении, в каком мне хотелось бы. Плюс я оставил работу тут, в Рф. Мы подходили к самому сложному моменту: старту производства машин для клиентов.

Вы же не думаете, что мы просто профуфукали средства. Фоменко о Марусе и Ф-1
Необходимо было смотреть за многими вещами, за бюджетом… Потому я принял решение сконцентрироваться на дорожных автомобилях.

— «Маруся» не задумывалась уже в тот момент вполне выйти из проекта Ф-1 и сосредоточить все ресурсы на производстве дорожных автомобилей?

— Да дело не в ресурсах. Вы всё время гласите про какие-то ресурсы, а это никак не связано. Понимаете, как молвят в Великобритании? «Вы, российские, всё время гласите, что у вас есть средства. Средства есть у всех. Вопрос не средств, а энергии и понимания». То, сколько всего мы сделали за имевшиеся у нас средства, не достаточно кому удаётся. Я горжусь этим по нынешний денек. И при всем этом я ни копейки не взял у страны. Мы подготовили практически двести умопомрачительных инженеров, которые никогда не занимались ничем схожим, а на данный момент продолжают работать в отрасли.

— То, что русская глава в истории «Маруси» в Ф-1 завершилась аккурат после Гран-при Рф, совпадение? Либо в некий момент решили дотянуть аккурат до Сочи?

— Мы это не продумывали, но так выходило. Наш основной инвестор подходил к моменту, что уже всё – мы не могли больше. Ну, это не он подходил – его подвели. Там целая цепь событий. Вы же не думаете, что мы просто пропили либо профуфукали неограниченное количество средств? Там масса всего было…

— Не было смысла возлагать на возникновение русских спонсоров?

— Логика обычная: ты же таковой крутой, у тебя в Формуле-1 всё выходит – давай и далее сам. А вот если б в тот момент была программка SMP Racing, мы бы отыскали общий язык.

— Главное достижение в Формуле-1 вам – финиш Жюля Бьянки в очках на Гран-при Монако?

— Нет. Главное событие – не гоночные результаты, а технологические решения. К примеру, на CFD мы перебежали даже ранее, чем необходимо было. Сейчас эта разработка работает, как следует. И все уже условились, что аэродинамические трубы в дальнейшем станут не так необходимы, как на данный момент. Сейчас уже нет никакого смысла вкладывать порядка 50 миллионов евро в аэро трубу. Необходимо глядеть вперёд. И выходит, что мы в «Марусе» первыми смотрели вперёд.

Осознаете, нам в Рф никак не удаётся попасть с этой чёртовой обочины в центр движения. И это не так как у нас, условно, люди глупые, нет. Это связано с другими вещами, о которых не место гласить на «Чемпионате.ру». Просто желаю сказать, что мы делали огромную работу. И если б эта большая работа была как-то поддержана по другому, то, наверняка, на данный момент бы мы в автомобилестроении находились в технологическом смысле в совсем другом месте. Если б это было нужно… Но стоят другие задачки. Может быть, они тоже верные, но это уже не ко мне.

У нас, к примеру, напрочь отсутствует осознание двигателестроения. Есть юные студенты из Баумана либо МАДИ, они глядят видео в Вебе, что-то читают, им нравится данная тема. Им кажется, что они её понимают. Но реальных изысканий и их внедрения нет – и это катастрофа. Это неудача ещё в СССР была: открытия не были бы применимы. Чтоб новинку ввели в индустрия, она должна была пройти тыщи испытаний. А такие тесты у нас вероятны только при оборонзаказе.

— Берни Экклстоун для вас чего-нибудть рекомендовал?

— Самая именитая история произошла, когда я только зашёл в Формулу-1, практически три месяца прошло, как я работал директором по инжинирингу. Берни спросили на пресс-конференции — когда Фоменко-то одолеет. Он ответил: «Когда вы ему средств дадите, и тогда выиграет!» Это было очень забавно.

Он красивый, иронический, умопомрачительный британский человек, прошедший большой путь и проделавший фантастическую работу для Формулы-1. Если б не было такового организационного поля, как у Берни, то Формула-1 была бы по нынешним меркам заштатным чемпионатом. Это он развил промышленность и растолковал наикрупнейшим концернам, что они не могут строить машины потому что это стало может быть при сотрудничестве с командами Формулы-1.

Инжиниринг в Формуле-1 высокоскоростной, смелый и технологичный. То, на что в автопроизводителе будет нужно три-четыре года, в Формуле-1 делается в месяц. К примеру, у команды Ф-1 изменяется поставщик топливо-смазочных материалов. Соответственно, поменяется коэффициент трения. Мы просто просим химиков – и всё происходит быстро. А в авто компании с её большущим штатом – бумажка туда, бумажка обратно… Длинноватая история. Потому Формула-1, как и GT, являются сверхтехнологичным видом спорта, который двигает вперёд мировой инжиниринг.

— Как поступите, если какой-либо русский предприниматель с кучей средств на данный момент предложит для вас вновь пойти в Формулу-1?

— Просто в Формулу-1 – в этом нет никакого смысла. Только если строить длинноватую историю, как с «Марусей». Создаём реальную фабрику для производства, имеющую сертификаты на все 5 тыщ 500 деталей. Благодаря этому возникает бренд, уже за ним появляется команда, за командой – гонщики, школа… Люд начинает болеть, средства начинают вносить…

Это обычная вещь, которую прошли все страны. А мы сходу сажаем пилотов – это коммерческие выступления. История с Квятом имеет к Рф отдалённое отношение. Мы не обсуждаем на данный момент его свойства. Он итальянец, с 10 лет живёт в Италии – чего про это гласить? Его «построили» потому что это должно быть, избрали за возможности. Это редкий случай.

— Ваша команда была близка к описанному прорыву – с возникновением массовой поддержки болельщиков и спонсоров?

— Да. Если б нас поддержали… Начинался период, когда правительство становилось более влиятельным в русском капитализме. Но были свои политические аспекты – начали бы спрашивать, почему правительство поддерживает конкретно эту личную компанию. Вот и не поддержали.

С одной стороны, разумно. С другой – нет, естественно. Обожать нужно собственных. Обожать и уважать. При жизни. Но в Рф этого никогда не было. Потому я полностью спокоен, пройдя этот длиннющий и тяжёлый путь.

— Спустя много лет вы вновь возвратились на НТВ в качестве ведущего автошоу: был искрометный «Перехват», сейчас — «Россия рулит!» А стоит ожидать вашего возвращения в автоспорт?

— Непременно. Надеюсь, что довольно скоро я вернусь. Естественно, уже не как гонщик – об этом можно запамятовать насовсем. Но как управляющий либо создатель команды – естественно да. Данная тема не покидает меня. Мы делали огромное дело и будем его продолжать.

Ну что сказать, не забывайте про то, что надо купить зимние покрышки, которые можно купить для лютых морозов, и это должно быть крепкие зимние колеса. Для лета предлагается купить в интернет магазине спб шины. Безусловно В том случае, когда вы возжелаете эксплуатировать шины на грузовых авто, то купить без проблем покрышки номенклатуры класса "внедорожников" в магазине резины с лучшими ценами "Шип-Шип Шины". Так же не забывайте про то, что надо купить зимние покрышки, которые возможно избрать для прохладного времени года, и это по возможности крепкие летние покрышки. Для лета рекомендуется купить зимние колеса в спб. В прочем ежели вы возжелаете использовать покрышки на грузовых авто, то купить без проблем шины номенклатуры класса "внедорожников" в интернет магазине колес с дешевыми ценами "Экспресс Шина".